Воспитательная работа

 

Кико Светлана Владимировна Заведующая отделом по воспитательной работе

Кико Светлана Владимировна –
преподаватель высшей категории,
заслуженный работник образования
Республики Крым.

Электронная почта:  aic-crimea@mail.ru,
Тел. (3652) 325-582

Приоритетные задачи воспитательной работы на 2018-2019 уч. год:

Общая цель: повышение качества воспитательного процесса, развитие воспитательной системы колледжа, создание системы целенаправленного взаимосвязанного процесса обучения и воспитания студентов, способствующая индивидуальному развитию студентов и их коллективному взаимодействию.

Цели воспитательной работы:

  •  совершенствование системы управления воспитательного процесса;
  •  совершенствование работы по сохранности контингента студенческих групп, в том числе организация работы с группой риска;
  •  развитие личности студента с учетом их личностных особенностей и профессиональной специфики;
  •  развитие способностей студента к самоопределению, саморазвитию, самореализации;
  •  внедрение новых средств и технологий в воспитательный процесс;
  • развитие личности студентов с учетом их личных особенностей и профессиональной специфики.

1. Приоритетные задачи на 2018-2019 уч. год:

  • создание единого воспитательного пространства (внедрение документов, регламентирующих воспитательную деятельность в колледже), подготовка методической и локальной нормативной документации по организации воспитательного процесса;
  • создание условий для перехода на стандарты нового поколения;
  • совершенствование содержания образования;
  • поддержание и формирование новых традиций колледжа, в том числе организация и проведение традиционных праздников, соревнований по различным направлениям;
  • формирование положительной мотивации на участие в социально значимых сферах деятельности, способствующих становлению гражданственности, политической и правовой культуры;
  • развитие отношений сотрудничества студентов и преподавателей, родителей студентов;
  • развитие отношений сотрудничества с правоохранительными органами, комитетами по делам молодежи;
  • поддержание чистоты и порядка в колледже;
  • реализация духовно-нравственного воспитания, как непрерывного процесса по формированию патриотического сознания  российских граждан как одного из факторов единения нации;
  • мониторинг и анализ качества воспитательной работы;
  • организация работы отдела по воспитательной работе (м/о кураторов, совета по профилактики, советов отделений, общежитий, музея колледжа, библиотеки, студенческого самоуправления, кабинета физического воспитания);
  • формирование гражданско-патриотического воспитания студентов через участие их в общественных организациях, творческих конкурсах, использование потенциалов воспитательных центров;
  • разработка приоритетных направлений собственно воспитательной работы по курсам.

 2. Основные направления организации воспитательной работы:

1. Формирование базовой культуры личности: жизненного самоопределения, семейных отношений, интеллектуального и физического труда, профессиональную,
    творческую, эстетическую, информационную, физическую, коммуникативную, гражданскую, правовую, экологическую, экономическую.

1.1.1. Патриотическое и правовое воспитание, профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде, профилактика коррупции.
1.1.2. Духовно-нравственное воспитание, психологическая, коммуникативная культура. Социальная адаптация.
1.1.3. Развитие творческого и интеллектуального потенциала студентов, научная и поисковая работа.
1.1.4. Пропаганда ценностей физической культуры и здорового образа жизни.
1.1.5. Содействие работе общественным студенческим организациям (студенческого совета, советов отделений, общежитий, студенческого профкома, молодёжным общественным организациям);
1.1.6. Формирование профессиональной компетентности и профессионально значимых потребностей личности студента.
1.1.7. Работа с семьёй. Семейные отношения.
1.1.8. Формирование художественно-эстетической культуры.
1.1.9. Развитие волонтерского движения.
1.1.10. Формирование информационной культуры.
1.1.11. Экологическое воспитание.

2. Организация воспитательной работы кураторами учебных групп, цикловыми комиссиями.
3. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение воспитательного процесса.
4. Социальные проекты и программы.

3. Гражданско-патриотическое и правовое воспитание.

        Гражданско-патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

        Цель: развитие высокой социальной активности студентов, гражданской ответственности, становление студентов, обладающих  позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины, формирование и развитие у студентов качеств, как политическая культура, социальная активность, коллективизм, уважение  к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, к старшим, любовь к семье, профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде, профилактика коррупции

        Задачи:

  1. Утверждение в сознании и чувствах студента социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурным традициям и историческому прошлому России.
  2. Привитие студентам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.
  3. Формирование правосознания студента, желания и умения укреплять общественную дисциплину и правопорядок в колледже и обществе, искоренение негативных явлений.
  4. Создание единого гражданско-правового пространства учебно-воспитательного процесса в колледже.
  5. Воспитание студентов в духе уважения к Конституции РФ, законности, нормам общественной и коллективной жизни.

 

4. Духовно-нравственное воспитание, психологическая, коммуникативная культура. Социальная адаптация. Воспитание толерантности.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя воспитание нравственности и духовной культуры, умение выстроить отношения с обществом, формирование толерантности и социальной адаптации.

Цель: формирование интеллигентности как показателя нравственной и социальной зрелости; положительной моральной направленности, поведенческой моральной готовности, умение выполнять социально-нравственные обязанности.

Задачи:

  1. Создание единого духовно-нравственного пространства в образовательном процессе.
  2. Формирование культуры общения.
  3. Воспитание потребности в соблюдении общечеловеческих морально-этических норм поведения.
  4. Становление современных, позитивно мыслящих и толерантных людей.
  5. Формирование понятия «Семейные ценности».

5. Деятельность по адаптации обучающихся нового приёма

Программа «Пути адаптации обучающихся групп нового приёма»:

  • знакомство студентов друг с другом, с куратором, преподавателями, образовательным учреждением;
  • диагностика личностных качеств, изучение психологических и индивидуальных особенностей студентов, установление доброжелательных отношений;
  • коррекционно-воспитательная работа; ознакомление с нормативно-правовой документацией, локальными актами, Положениями по организации образовательного процесса в колледже; изучение взаимоотношений группы и куратора;
  • анкетирование студентов «Социальная адаптация обучающихся нового приёма»;
  • встречи с членами директората колледжа;
  • выявление обучающихся зоны одарённости: интеллектуальная, художественно-эстетическая, спортивно-физическая, социально-лидерская, вовлечение их в кружковую работу, кружки художественной самодеятельности, спортивные секции, общественную деятельность;
  • выявление обучающихся группы риска;
  • с проблемами в обучении (выявление причин, внедрение дифференцированного подхода в обучении);
  • детей-сирот и лишённых родительского попечения, студентов-инвалидов; проживающих в неблагополучных семьях или семьях имеющих социально-экономические или психолого-педагогические проблемы;
  • Посвящение в студенты, экскурсии в музей колледжа (музей истории, зал «Патриот»).

 6.Развитие творческого и интеллектуального потенциала студентов, научная и поисковая работа.

Задачи:

  1. Развитие у студентов стремления к научной, поисковой творческой деятельности.
  2. Формирование у студентов научного мировоззрения, познавательных интересов и стремления к познавательному поиску.
  3. Укрепление интереса к научной работе как отражения профессиональных навыков, знаний.

7. Пропаганда ценностей физической культуры и здорового образа жизни.

          Целью воспитания культуры здорового образа жизни является воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

            Задачи:

  1. Формирование понимания здорового образа жизни и адекватного отношения к собственной жизнедеятельности.
  2. Развитие и совершенствование индивидуальных способов использования своих внутренних ресурсов психического и физического здоровья.
  3. Помощь студентам в самореализации собственного жизненного предназначения.
  4. Психологическая поддержка всех субъектов образовательного процесса.
  5. Формирование положительной мотивации на ведение здорового образа жизни.
  6. Формирование знаний о технологиях здоровье сбережения.
  7. Организация работы по профилактике аддиктивного поведения.
  8. Создание условий для реализации стремлений студентов к занятиям спортом.
  9. Организация работы спортивных секций и участие в соревнованиях.

 8. Сопровождение деятельности органов студенческого самоуправления.

Студенческое самоуправление  является элементом общей системы управления учебно-воспитательного процесса и предполагает максимальный учет интересов на потребности студентов на основе  изучения их общественного мнения.

Цель: организация деятельности студентов по выработке предложений по улучшению условий образовательного процесса, быта, досуга и иных форм внеучебной деятельности.

Задачи:

  1. Формирование самостоятельности, инициативы, ответственности, организаторских и лидерских качеств.
  2. Активное привлечение молодежи к участию во всех формах деятельности колледжа.
  3. Дальнейшее развитие студенческого самоуправления и студенческих инициатив.

9. Формирование профессиональной компетентности и профессионально значимых
 потребностей личности студента.

            В процессе формирования личности важнейшую роль играет профессиональное воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности.
            При воспитании выпускника колледж должен сформировать у каждого студента:
– систему глубоких знаний в соответствии со  стандартом образования;
 – высокую нравственность и этику трудовой деятельности;
 – высокий уровень интеллектуального, профессионального развития личности;
 – осознанное отношение к своим профессиональным достижениям;
 – активный интерес к избранной профессии.
           Цель:  подготовка специалиста, обладающего развитой профессиональной компетентностью.
           Профессиональная компетентность рассматривается как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности.
          Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования. В связи с этим актуальное значение приобретает создание условий для формирования профессиональной компетентности студентов в процессе внеучебной воспитательной деятельности.
         
         Задачи:

  1. Развитие профессиональной направленности личности студентов, формирование устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности.
  2. Совершенствование воспитательного потенциала технологий обучения.
  3. Ориентация студентов на профессиональные творческие достижения и реализацию профессионального потенциала.
  4. Формирование способности к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморазвитию, самообразованию, самоорганизации).
  5. Распространение положительной информации об Университете, колледже, приобщение обучающихся школ к общественной деятельности колледжа.

 10.Работа с родителями. Семейные отношения.

 

         Цель: координация деятельности родителей и коллектива колледжа, направленной на гармоническое воспитание и формирование образованной, гармонически развитой личности. Повышение культуры понимания семейных ценностей, понимать функции семьи, стили гармоничного и негармоничного воспитания.
         Задачи:

  1. Содействие объединению усилий родителей и коллектива колледжа в обучении и воспитании обучающихся, обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса.
  2. Проводить разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) студентов об их правах и обязанностях.
  3. Формировать культуру поведения и общения  среди студентов: молодой человек и девушка.
  4. Дать представления об основных началах семьи: семья, материнство, отцовство, детство.
  5. Формировать представление о необходимости построения семьи, семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.
  6. Дать представление о психологических проблемах в семьях с негармоничным стилем воспитания.
  7. Углубить понимание студентов собственных ожиданий от брака

11. Формирование художественно-эстетической культуры.

        Цель: приобщение студентов к ценностям культуры и искусства, создание условий для саморазвития студентов и их реализация в различных видах художественного творчества.
         Задачи:

  1. Формирование компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
  2. Популяризация художественного творчества.
  3. Сохранение и приумножение исторично-культурных традиций колледжа.

12. Развитие волонтерского движения.

         Цель: сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и обеспечения эффекта сопричастности  молодого поколения с великими историческими событиями.
          Задачи:

  1. Повышение эффективности деятельности по направлениям:
    – патриотизм памяти;
    – патриотизм действия (шефская помощь «Время добра», адресное посещение, персональное шефство);
    – патриотизм просвещения.
  1. Приобщение студентов к осознанной добровольческой деятельности.
  2. Формирование у студентов проектного мышления.

13.  Формирование информационной культуры

        Цель: формирование у студентов умения использовать информацию, готовить ее.
        Задачи:

  1. Развитие студенческих средств массовой информации.
  2. Взаимодействие с внутренними и внешними СМИ.
  3. Своевременное доведение до студентов необходимой информации.

14. Экологическое воспитание

Цели:

  1. Разъяснение причин негативных экологических последствий и возможностей их предотвращения.
  2. Вовлечение обучающихся в практические мероприятия по охране природы.
  3. Совершенствование экологического обучения студентов.

Задачи:

  1. Рассмотреть основные направления и пути воспитания обучающихся экологическому воспитанию

15. Социальные проекты и программы

  • Общежитие – наш дом;
  • Конкурс: «На лучшую комнату в общежитии»;
  • Морально-психологический климат группы (профилактика конфликтов) (согласно программы тренингов, ситуативного обучения, методики «Стоп кадра»;
  • Социальные исследования «Адаптация обучающихся нового приема»;
  • Составление индивидуальных планов обеспечения потребностей детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в развитии и воспитании;
  • Обеспечение выполнения социальных прав обучающихся согласно законодательству РФ (предоставление общежития, организация питания, материальная помощь и др.);
  • Социометрические исследования;
  • Реализация программы «Пути адаптации»;
  • Реализация программы (методические рекомендации) «Работа со студентами с асоциальным поведением.

 16. Работа в группах

1- я неделя:
Подведение итогов за предыдущий месяц и постановка задач на следующий (собрания в группах).
2-3-я  неделя:
Проведение тематических и информационных воспитательных часов.
4- я неделя:
Мероприятия на уровне колледжа.

Воспитательная работа куратора учебной группы должен предусмотреть:
на всех курсах

  1. Результаты и анализ аттестации.
  2. Еженедельные совещания актива группы.
  3. Подготовка и анализ экзаменационной сессии.
  4. Тематические воспитательные часы на уровне группы, колледжа.
  5. Информация о делах и новости в колледже, в Крыму, РФ.
  6. Формирование здорового образа жизни, морально – правовое воспитание.
  7. Встречи студентов с руководством колледжа, отделения; членами цикловых комиссий.
  8. Повторное ознакомление с правилами внутреннего распорядка.
  9. Ознакомление студентов с правовой документацией (законы, приказы, распоряжения, локальными актами и т.п.)

на 1 – м курсе

  1. Знакомство со студентами, анкетирование, выбор актива.
  2. Ознакомление студентов с правилами внутреннего распорядка колледжа, его структурой.
  3. Методы преподавания в образовательном учреждении.
  4. Реализация программ “Пути адаптации”, ” Школа успешности “.
  5. Организация рабочего дня студента.
  6. Культура поведения.
  7. Посещение музея.

на 2- м и 3 – м курсах

  1. Режим дня – обучение и отдых.
  2. Этикет на каждый день.
  3. За здоровый образ жизни (питание, спортивные секции и другие мероприятия).
  4. График учебного процесса – закон жизни для студента.
  5. Культура и обучения.
  6. Взаимодействие людей в процессе общения.
  7. Периодическая печать специалиста.
  8. Современные проблемы красоты и эстетики.
  9. Литературные чтения.

в выпускных группах

  1. Библиотека специалиста.
  2. Духовность и интеллигентность.
  3. Обзор методических изданий специалистов.
  4. Здоровый образ жизни – заведение успешности семьи.
  5. Семья и брак. Этика семейных отношений.

            Один раз в квартал:

  1. Участие в работе методического объединения кураторов групп.

Один раз в семестр:

  1. Планирование воспитательной работы в группе.
  2. Отчет о проведенной работе на совете отделения.
  3. Контроль за выполнением обучающимися группы учебной нагрузки, сдачей экзаменов и зачетов.

Один раз в год:

  1. Знакомство с личными делами обучающихся.
  2. Составление социального паспорта группы.

В течение года:

  1. Заполнение журнала куратора.
  2. Составление характеристики на обучающихся (по требованию).
  3. Участие в конференциях, семинарах по воспитательной работе.
  4. Корректировка плана воспитательной работы.

 

17. Концептуальные цели и задачи воспитательной работы:

  • Планирование и организация воспитательной и социальной работы в колледже.
  • Внедрение в образовательный процесс колледжа современных технологий и методик воспитательной работы.
  • Координация работы в сфере планирования, организации и проведения социальной воспитательной работы с обучающимися.
  • Содействие созданию в колледже педагогической среды, способствующей формированию у обучающихся гражданской позиции, сохранению и приумножению нравственных и культурных ценностей.
  • Определение задач, форм и методов социально-воспитательной работы в колледже.
  • Поддержка талантливой молодежи.
  • Гражданско-патриотическое просвещение и воспитание.
  • Содействие развитию органов студенческого самоуправлению.
  • Формирование здорового образа жизни и вовлечение обучающихся в систематические занятия спортом.
  • Создание условий для творческого развития молодежи.
  • Сохранение и приумножение традиций «КФУ им. В.И. Вернадского» и колледжа.
  • Деятельность по профилактике негативных проявлений в молодежной среде.

18. Функции отдела по воспитательной работе:

  • Организация досуга и оздоровление обучающихся.
  • Выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, оказание им материальной и социально-психологической помощи.
  • Вовлечение обучающихся в работу кружков, клубов по интересам, спортивных секций, деятельность органов студенческого самоуправления, социальных центров, региональных молодежных общественных организаций.
  • Организация, проведение, анализ социологических исследований и осуществление воспитательной работы по результатам исследований.
  • Изучение морально-психологического климата, принятие мер по поддержанию благоприятного нравственного климата в учебных группах и общежитии.
  • Индивидуальные и групповые формы работы (консультации, анкетирование, тестирование, тематические воспитательные часы, заседания кружков и др.).
  • Организация и проведение лекций, бесед, в том числе с привлечением специалистов.

 19. Структура отдела:

  • Методическое объединение кураторов.
  • Совет профилактики правонарушений.
  • Художественный совет.
  • Советы отделений и общежитий.
  • Кабинет физвоспитания.
  • Народный музей колледжа.
  • Студенческие объединения, организации, центры и клубы по интересам.
  • Студенческое самоуправление.
  • Волонтерское движение.
  • Молодежные общественные организации.