Памятка «О профилактике травматизма»
Под термином «травматизм» понимают распространенность травм среди определенной группы людей, находится в одинаковых условиях труда, быта или жизни. Для предупреждения травматизма изучают причины и обстоятельства возникновения травм, их частоту и характер повреждений, психологические особенности людей и факторы, которые обусловливают несчастные случаи. Важность вопроса травматизма обусловлена тем, что около 6% всего населения в течение года получает какое-то повреждение тела.
Различают следующие виды травматизма:
- производственный (промышленный и сельскохозяйственный);
- травматизм по дороге на работу и с работы, а также при выполнении общественных поручений или общественных обязанностей;
- непроизводственный травматизм – дорожно-транспортный, уличный, спортивный, детский, бытовой;
- уголовный (преднамеренный).
Травматизм по дороге на работу и с работы
Этот вид травматизма, а также несчастные случаи, которые встречаются при выполнении служебных поручений или общественных обязанностей (на пожарах, землетрясениях, защиты людей и т.д.), выделяют в отдельную группу потому, что за все дни нетрудоспособности вследствие такой травмы пострадавшему платят 100% основного заработка. Все эти случаи расследуют страховые агенты по поручению профсоюзного комитета предприятия, составляют акт. Медицинские работники ведут учет данных больных и следят, чтобы не было переноса в эту группу производственных травм
Непроизводственный травматизм
На непроизводственный травматизм приходится более половины всех травм. Наибольшего внимания заслуживает дорожно-транспортный травматизм, характеризующийся большим количеством тяжелых повреждений и значительной смертностью, а также детский, который грозит увечьем от самого детства.
Дорожно-транспортный и уличный травматизм
Несчастные случаи возникают при наезде автотранспорта на пешеходов и велосипедистов, столкновение встречного транспорта или удара о препятствие, переворачивания машин, мотоциклов и т.п. Механогенез травм разнообразен и время определить его трудно, но в большинстве случаев он типичен.
Тяжесть повреждений зависит от конструкции транспорта и скорости движения, площади удара тела, возраста, общего состояния пострадавшего и т.д. При наезде на пешехода или велосипедиста в результате прямого столкновения возникают ушибы и переломы костей, а при падении – травма черепа и головного мозга. При ударе бампером часто возникают «бамперные» — двойные – переломы костей голени или бедра. Если машина переедет через человека, тяжесть травмы обусловлена переломом костей таза или ребер и повреждением внутренних органов.
Уличные травмы пешеходов возникают на неосвещенных неупорядоченных улицах, чаще всего во время гололеда. В зависимости от механогенез падения возникают забои, растяжения связок, вывихи и переломы костей. Как правило, травмируется участок голеностопного сустава — растяжение связок и переломы лодыжек. Несколько реже возникают переломы лучевой кости в типичном месте или обеих костей предплечья, редко – копчика, седалищных костей и т.п.. Очень часто причиной дорожно-транспортных травм является состояние алкогольного опьянения потерпевших.
Термин «несчастный случай на дороге» не совсем точен, поскольку этот вид травматизма можно предупредить.